В прессе

12 ноября 2003

Евгений Фридлянд: <Я говорил людям колкости и получал от этого удовольствие>

Через месяц в телепроекте <Народный артист> на канале <Россия> будут расставлены все точки над . На небосклоне отечественной эстрады появятся новые звезды. Сейчас в телешоу остались шесть финалистов.
О проекте <Народный артист> наш разговор с председателем жюри конкурса продюсером Евгением Фридляндом.

Голоса должны звучать вживую!
- Евгений, в конкурсе сделана ставка на ребят, которые обладают не только талантом, но и определенными музыкальными навыками, так?
- Да, мы отлично понимали: невозможно проехать в июле - августе по стране, найти талантливых ребят и из них, совершенно неподготовленных, сделать настоящих артистов уже к началу декабря. Поэтому искали людей с опытом. Вот Леша Роман - выходец из студенческого театра эстрадных миниатюр, играл в Мурманске в мюзикле <Нотр-Дам>, но специального музыкального образования у него нет. Мы подбирали участников не только с хорошими музыкальными данными, но и с харизмой, особой притягательностью и обаянием.

- В <Фабрику звезд> частенько попадают медийные лица, не проще было бы пойти этим путем?
- Мы переживаем за чистоту жанра. Зрителю интереснее смотреть, если все по-честному. Когда нет никаких подстав и неизвестно, кто выйдет в финал. Нам было важно, чтобы участники, которые появятся в нашем проекте, были действительно новыми лицами, <незасвеченными> в связях с шоу-бизнесом. <ФЗ>, на мой взгляд, -чисто телевизионный проект, в котором есть и драматургия латиноамериканского сериала, и <застеколье>, и театральная постановка. Что же касается <Народного артиста>, это честный конкурс. Я из-за этого и согласился стать председателем жюри.

- Импонирует живой звук проекта.
- У меня жесткий принцип - голоса должны звучать вживую. Всегда. Приятно, что мы собрали людей, которые действительно могут петь. Существовала опасность, что, выйдя на сцену, они не смогут преодолеть волнение. Рад, что ребята справились с этой задачей. Хотя, признаюсь честно, в студии и на репетициях они зачастую поют гораздо лучше, чем на концерте.

Меладзе нашли на дискотеке
- Несколько месяцев вы ездили по стране. Что поразило?
- Стало гораздо меньше музыкантов. Лет пятнадцать назад в каждом городе, в каждом ресторане был свой ансамбль, который пел обязательный <кабацкий> репертуар и еще исполнял свою оригинальную программу. Можно было пройтись по ресторанам и составить представление о музыкантах города. Таким образом мы находили много талантов. К примеру, Валерия Меладзе отыскали на студенческой дискотеке в городе Николаеве. Сейчас людей, способных отдаться музыке целиком, все меньше: надо зарабатывать деньги, а занятие музыкой в начале пути подразумевает голод, нищету и страдания.

- Испытываете ли вы как председатель жюри давление со стороны?
- Ходит много разговоров о том, кто участвует в подобных конкурсах, - дети телевизионщиков, больших начальников или олигархов? Проекты такого рода всегда вызывают кривотолки о том, что кто-то кого-то продвигает. Поверьте, у нас совершенно другие задачи. Члены жюри - состоявшиеся люди с доброй репутацией в музыкальных кругах, и размениваться на то, чтобы отстаивать интересы друзей-знакомых, не станут. Конечно, по ходу конкурса у всех членов жюри возникали свои пристрастия. Зачастую эти пристрастия не совпадали с мнением остальных членов жюри. Олег Баламутов, обладатель высокого голоса альтино, очень нравился Ларисе Долиной. Она говорила, что если тот выйдет в десятку, то обязательно будет петь у нее в проекте. Олег не прошел. Но парень боролся в равных условиях со всеми.
Я часто бываю на сайте <Народного артиста>, и мне смешно, когда посетители пишут: <Зачем мы все это смотрим, платим деньги за голосование, у них там уже все решено!> У меня нет резона выдвигать кого-то в первые ряды и делать народным артистом, если зрители против этого человека.

Правда в лицо - способ самозащиты
- Проект <Другие правила> взял блестящий старт, а сейчас о них ничего не слышно...
- Честно скажу: когда я брался за этот проект, у меня была паника. Случилось это после Волгограда. Оттуда мы с большим трудом увезли девять человек, причем семерых взяли с большой натяжкой. От безысходности. Я был расстроен: ради чего мы все это делаем? А потом приехали в Питер, там было уже повеселее. В Москве на прослушивание пришло огромное количество талантливых ребят, и я понял, что тут будет далеко не один успешный проект.
Проекту <Стань звездой> не очень-то везло с самого начала с продюсерами. Сменились три человека! Алексей Макаревич, затем Эрик Чантурия, Александр Шульгин. Я же бросать дело на полпути не собираюсь, и это дает основание предполагать, что наши победители останутся на эстраде.

- Евгений, в <Народном артисте> нет экзотических личностей. Почему?
- Авторы проекта ставили такую задачу: брать ярких людей, чтобы получилась интрига, красивая картинка. Недостатка в таких персонажах не было. Но наша задача - сделать настоящий конкурс вокалистов, а не развлекательно-юмористическое шоу.

- Часто вы весьма жестко высказываетесь в адрес участников. Насколько это оправданно?
- Поначалу производители программы твердили, что мы должны все высказывать участникам в лицо. Я этому сопротивлялся. Я же не играю какую-то роль, а выполняю определенные функции. Все изменилось после прослушивания в Волгограде. Кастинг проходил в помещении, где было 50 градусов жары. Мы работали с 10 утра до 11 вечера, прослушивали тысячи людей, большинство из которых были бездарны! Вот тогда я совершенно спокойно начал говорить нелицеприятные фразы участникам. Даже больше: я стал испытывать от этого некоторое удовольствие - наконец-то этот человек услышал о себе правду. Ведь приходило множество неадекватных людей. Если вы видели первые три выпуска программы, вы в этом убедились. То, что у зрителей вызывало смех, для нас было настоящей трагедией! Так что жесткая критика - это естественная реакция самозащиты...

- Скоро ваши звездочки выйдут на большую сцену. Кто будет писать песни для них?
- Композитор Ким Брейтбург, поэт Карен Кавалерян, ребята из <Премьер-Министра>. Кроме того, мы нашли хорошего композитора в Киеве. Работа над репертуаром уже идет. Радует меня и то, что все финалисты сами пишут I для себя замечательные песни.Комсомольская правда №209(23154) 12 ноября 2003, Оксана ФОМИНА