В прессе

15 декабря 2004

Евгений Фридлянд: “Агузарову ни одна гостиница долго не выдерживала”

Именитый продюсер поделился с “КП” секретами раскрутки певцов (подзаголовок)

Очень скоро страна узнает победителей нашумевшей программы "Народный артист-2", а 19 декабря в Государственном Кремлевском Дворце состоится большой Гала-концерт.
Известный продюсер Евгений Фридлянд возьмет под свою дальнейшую опеку молодых и перспективных финалистов, как сделал это в прошлом году. Накануне этого события Евгений пообщался с “КП” и посвятил в святая святых шоу-бизнеса.

Свой первый альбом Меладзе записал во Львове

-- Евгений, когда вы продюсировали группу "Браво", то солисткой в ней была Жанна Агузарова? Поговаривают, что она довольно своенравная и капризная особа...

-- Собственно говоря, к группе "Браво" я присоединился в тот момент, когда в нее вошел Валера Сюткин, и первой нашей работой была запись песни "Вася". До этого было очень много изменений в составе группы: была Ирина Епифанова, за ней -- Женя Осин, потом -- Сюткин.

С Агузаровой я работал в 1993 году. Познакомились мы с Жанной еще в конце 80-х, на гастролях, когда она уже выступала сольно. А 1992 году, когда мы придумали сделать десятилетний юбилей "Браво" и поехать в тур по стране, мы с Женей Хавтаном летали в Америку на переговоры с Жанной. И в 93 году нам удалось привезти ее для выступлений в этом туре.

Жанна -- это, конечно, особый случай, видимо не совсем легкий, но любой талантливый человек, действительно, слегка ненормальный. Просто у Жанны периоды в жизни разные бывают. Даже в течение одного дня у нее меняется состояние нормальности, ее очень сильно штормит в разные стороны, поэтому с ней, на самом деле, очень трудно было работать. Наверное поэтому после 4-х месячного тура по стране никакого продолжения не было. Жанна могла воспринимать адекватно действительность и соответственно себя вести только тогда, когда она была с кем-то один на один. Как только появлялись посторонние люди в помещении, ее сразу “торкало”, и начинались невообразимые бега по диванам, столам и переворачивание торшеров. У нас была постоянная проблема, потому что Агузарову ни одна гостиница долго не выдерживала.

-- Как вы познакомились с Валерием Меладзе, первым продюсером которого вы стали?

-- С Валерием Меладзе я познакомился, когда я присоединился к группе "Диалог" и мы с Кимом Брейтбургом решили работать вместе. В 1989 году Ким привез Валеру из Николаева в мою студию в Кемерово, чтобы записать несколько песен для англоязычного альбома, который, к сожалению не вышел. Зато мы в течение двух лет с большим успехом отработали большие туры по Сибири. Это был первый опыт работы с Валерием Меладзе. А вообще, его нашел барабанщик из группы "Диалог" Анатолий Денега. Девушка Толика училась в кораблестроительном институте, и когда барабанщик приехал в очередной раз из гастролей, она сказала, что у них на танцах в институте поет парень с очень прикольным голосом. Толик позвонил Киму, и они пошли на эти танцы, а после предложили певцу записать несколько песен. И Ким повез Валеру в одну из лучших студий на Украине, которая, кстати, находилась в городе Львове. Первый альбом группы "Диалог" и Валеры Меладзе были записаны во Львове и эта пластинка вышла в Германии под названием "Осенний крик ястреба".

Cто тысяч за звезду

-- Чем должен привлечь ваше внимание артист, чтобы вы взялись за его раскрутку?

-- Прежде всего талантом. Это -- основополагающий признак.

-- Известно, что так называемый "нулевой цикл" самый затратный, нужно финансировать создание песен, съемки клипов, запись песен и дебютного альбома. Хотелось бы на конкретных примерах услышать суммы, израсходованные на новичков шоу-бизнеса?

-- В шоу-бизнесе, в общем, и в раскрутке любого исполнителя в частности, важны не деньги, а сама идея, то есть креативный (В переводе с английского языка “creative” означает “творческий”. – Авт. ) и музыкальный материал, тексты, ну и, безусловно, харизма исполнителя, его собственные личностные качества.

А что касается нулевого цикла, то для меня это - подбор исполнителя. Либо как в случае "Народного артиста" - это был кастинг, либо это просто поиск по ночным клубам, концертным площадкам и эта часть процесса практически ничего не стоит. А что касается создания музыкального материала, то это тоже не соизмеримо с расходами, которые приходится нести по ротации клипов, а ротация клипов, не может относиться к "нулевому" циклу, потому что это вещь безразмерная. Поэтому нулевой цикл не очень затратный, и я рассматриваю его как создание какого-то определенного репертуара, либо это пластинка плюс несколько клипов. Я оцениваю этот этап работы в 100-150 тыс. долларов. Поскольку самые дорогие клипы, которые мне приходилось снимать - это "Ночь на кануне Рождества" Валерия Меладзе, который обошелся около 40 тыс. долларов, потому что съемки шли пять дней в Праге; и клип на песню "Пять минут" Николая Трубача, съемки которого обошлись в сумму превышающую 30 тысяч. Правда сейчас мы сняли тоже достаточно дорогой клип: за 30 тысяч Леше Гоману (финалисту прошлогоднего “Народного артиста”. – Авт.) на песню "Русский парень". Но, в принципе, я считаю нормальный клип обходится в 20-25 тысяч.

В Украине все дешевле

-- На ваш взгляд, чем отличается продюсирование на Украине и в России?

-- На Украине оно отличается прежде всего тем, что здесь все гораздо дешевле, поэтому расходная часть очень маленькая. На Украине люди более подготовленные, это наверное осталось еще со времен Советского Союза, сказалась географическая и ментальная близость к Западу. Мне кажется, что у людей, которые занимаются музыкой в Украине, гораздо больше свежих идей, а в творчестве -- больше эстетства. Во всяком случае мне нравится все то, что делается на Украине. Я видел очень много интересных проектов: и музыки и клипов. И мне бы было интересно там поработать, во всяком случае подышать свежими идеями. Для меня Меладзе - это тоже украинский исполнитель. Кстати сказать и Ким Брейтбург - полностью украинский композитор и продюсер, который родился во Львове и большую часть своей жизни прожил на Украине.

-- Какие отношения у вас складываются с бывшими подопечными?

-- Отношения складываются разные. Лично у меня к моим бывшим и нынешним подопечным очень ровные отношения. Я их рассматриваю как членов единой команды, а иногда -- и членами своей семьи, потому что мы делаем одно дело, связаны ни на месяц, ни на два, а на очень большой период жизни. И поэтому если с кем-нибудь из моих бывших подопечных у меня нет отношений, то это не моя вина. Я абсолютно нормально и открыто отношусь ко всем, и не считаю себя виноватым за что-то. Грустно только то, что часть исполнителей, с которыми я работал и с которыми пришлось в какой-то момент разойтись по разным причинам, на мой взгляд не смогли без меня доказать, что они "Номер 1". Для меня-то это было понятно. И у группы "Браво" был шанс остаться на рынке в статусе легенд, и быть популярными, как скажем группа "Машина Времени". И Валерий Меладзе мог бы быть сегодня не просто в топе, а состояться как звезда №1 на нашей эстраде.

Личное дело:

Евгений Фридлянд родился 21 июня 1967 года в городе Кемерово. Учился в Кемеровском государственном медицинском институте. В 1990 организовал и возглавил музыкальное объединение "ДИАЛОГ". Занимался раскруткой таких исполнителей и групп, как "Диалог", "Браво", Валерий Меладзе, Николай Трубач. Сейчас работает с Борисом Моисеевым, группой "Премьер-министр", победителями прошлогоднего конкурса “Народный артист”, среди которых парень с Украины Александр Панайотов. Евгений Фридлянд лауреат премии "Овация" в номинации "Лучший продюсер". Женат, имеет троих детей.“Комсомольская правда в Украине” № 235, Лана БОРИСОВА