В прессе
Сделано в России!
Поработав с Валерием Меладзе, Николаем Трубачом и Борисом Моисеевым, он решил создавать собственных звезд
Окна квартиры продюсера «Народного артиста» Евгения Фридлянда выходят аккурат на проспект Мира. От шума напряженной магистрали спасают только тройные стеклопакеты и жалюзи. «Мне, в принципе, здесь удобно: «Останкино» рядом, до офиса близко, — говорит Фридлянд. — Но, чувствую, пора переезжать».
За город собираетесь?
- Да. Хотя я всегда считал себя абсолютно городским человеком. И слабо себе представлял, что могу жить за городом, как деревенский житель. Раньше, в Советском Союзе, ведь не принято было жить за городом. Дачи в полном смысле этого слова были только у творческой интеллигенции. У нас в Кемерово были «мичуринские сады». Шесть соток. Когда в начале 90-х я начал ездить в Америку, а там основная масса людей живет за городом, мне это понравилось. Два года назад я купил в Юрмале дом типа дачи, и прошлое лето семья прожила там. Я, конечно, мотался туда-сюда, но мне очень понравилось, когда за стенкой нет соседа, определенный простор и уединение... Поэтому я решил немножко напрячься, продать городскую квартиру и купить загородный дом. Планирую этим летом переехать в Барвиху. У нас там замечательная компания: Боря Моисеев, Игорь Николаев, Аркаша Укупник, «Гости из будущего», Саша Маршал... Мы купили 11 коттеджей сразу. Все уже заехали, только я пока остаюсь в городе.
Идеальный дом, с вашей точки зрения, — это какой?
- Ну, чем взрослее мы становимся, тем выше требования. Когда я был маленьким, мечтал о том, как у меня будет своя комната. Чтобы старшая сестра поскорее выросла, вышла замуж, тогда комната достанется мне. Потом я мечтал о квартире - пусть маленькая, но своя. Чтобы там стояли музыкальный центр и телевизор. Потом в Москве достаточно долго прожил, сменил несколько квартир, именно таких, малогабаритных. Сейчас хочется пространства. Особенно когда семья большая, хочется, чтобы у каждого члена семьи, в том числе и у меня, был какой-то свой угол. Суеты много, нужна возможность побыть в уединении. Вот эта квартира -она на самом деле маленькая, метров 110. Хотя производит обратное впечатление. Я старался максимально раздвинуть стены, избавиться от помещений, которые не используются постоянно: коридоры, кухня... И получилось достаточно свободно. И еще важно наполнить квартиру предметами, которые успокаивают, не раздражают.
Какое ваше любимое место в квартире?
- Диван, как обычно это бывает. У многих людей любимое место - это кухня, где происходят все разговоры, гости собираются. А здесь это совмещено в одном пространстве: и то место, где любит лежать мужчина, читая газеты, и кухня, где происходят тусовки.
Вы указывали дизайнеру, что нужно делать?
- Нет, не было дизайнера. Все придумывал сам. И идея планировки квартиры рождалась в муках. Когда строители сюда вошли, стали ломать стены, разбирать кладовки, когда два месяца уже шла работа, оформленной идеи все еще не было. А потом она мне приснилась. Я вскочил, схватил лист бумаги, зарисовал. Потом отдал это архитектору, он разработал план детально, с учетом разных сложных мест. Вот здесь, например, в квартире две колонны. Снести их нельзя. Одну мы как бы отработали, сделали полочки. А вторую спрятали в стены.
На самом деле я понял, что человек не может быть специалистом, не имея глобальных знаний. Ну, казалось бы, что такое планировка? Нарисовать, соблюдая масштаб и учитывая несущие стены, перекрытия, - и все. Оказывается, все гораздо сложнее.
И претензии на дизайн не было, просто использовались современные материалы: венецианская штукатурка и керамика. Мне кажется, что содержание моей квартире придают исключительно картины. Мои гости обращают внимание на то, что это не репродукции - оригиналы достаточно известных современных художников. Причем «экспозиция» периодически обновляется. Например, нужно срочно на день рождения придумать какой-нибудь подарок. Я знаю, есть люди, которые, получая подарки, складывают их в кучку и при случае передаривают. Я так не могу. Мне нужно сразу все развернуть, все посмотреть, поэтому запаса подарков нет. Поэтому хватается любая картина, дарится, а потом покупается другая.
Как вы подбираете картины?
- Исключительно на свой вкус. Я ищу то, что, по моему соображению, должно висеть в этой квартире. Помню, год я маялся, перевешивая картины и так и эдак. Чтобы и цветовая гамма была соблюдена, и сюжет уместен...
Я ведь абсолютно не разбираюсь в живописи. То есть я понимаю, что хорошо, что плохо, но сейчас тенденции настолько разнообразны, что, бывает, посмотришь: какой ужас! А это, оказывается, гениальный художник, и картина стоит огромных денег. Я воспринимаю живопись как интерьерное искусство прежде всего.
Есть одна картина, которую не любит моя жена, но она нравится моему другу из Риги. Так что планирую на днях зайти в Министерство культуры, поставить штампики, что это можно вывезти. И на этом месте появится другая картина.
Что за профессия такая — продюсер? Это тот, кто зарабатывает деньги, или тот, кто тратит?
— Продюсер — это тот, кто тратит. Но, конечно, невозможно тратить, если ты не зарабатываешь. Есть продюсеры, которые тратят не свои деньги, занимаются проектами на выделенные бюджеты. Есть большое число жен, детей бизнесменов, которые хотят славы. Да и сами бизнесмены тоже в последнее время двинулись на сцену. Они готовы платить деньги за свою раскрутку. Я ни разу не занимался бюджетными проектами. Вообще продюсиро-вание изначально было моим хобби. Не более того. Я начал этим заниматься потому, что получал удовольствие. И мне нравятся как продюсеру обычные люди, за которыми не стоят гигантские бюджеты. Поэтому приходится тратить свои деньги. Мне неинтересно заниматься «короткими» проектами, которые живут три-четыре месяца. Мне кажется, если проект живет долгое время и интересен людям -это и есть показатель мастерства продюсера. Такие проекты ДОЛГО раскручиваются,
например, Валера Меладзе, группа «Премьер-министр». Мы ведь не угадывали, что публике надо, а разрабатывали новую нишу. На Валеру Меладзе ушло три года. Радиостанции, телекомпании... Коллеги просто не верили в успех этого проекта.
В нашей стране вообще неправильно понимается слово «продюсер». В цивилизованном мире продюсер — это человек, который отвечает за конечный продукт. Основные деньги в западном шоу-бизнесе зарабатываются на пластинках, поэтому продюсер — человек, который отвечает за успех альбома. У нас ситуация извращена. Из-за пиратства пластинки не приносят таких денег. Был короткий период, 1996-1997 годы, более-менее реальных тиражей, и на доходы от продажи альбома можно было снять несколько клипов и прокатать их, а не ударяться в «чес», чтобы найти деньги на содержание музыкантов, запись и т. д. У нас продюсером стал человек, который занимается всем. Хотя на Западе концертную деятельность курирует концертный промоутер или импресарио, администрирование — личный менеджер. В студии сидит человек, который зачастую не имеет никакого отношения к проекту, а просто нанят рекорд-компанией. У нас же продюсер - это мать родная.
Нужны ли продюсеру специальные знания?
- Знания обязательно нужны. Просто раньше такой профессии не было. Только сейчас стали появляться продюсерские факультеты. Но, поймите правильно, я обучался и осваивал профессию опытным путем. И мне сложно воспроизвести поэтапно, как это было. Когда мне звонили, приглашали читать лекции, я отказывался, потому что не представляю себя в этой роли. Я уверен, что знаний, которые люди получают в институтах, недостаточно. Это от силы 20-30 % того, что они должны знать. А все остальное придется на практике осваивать.
Помните первые деньги, которые вы заработали как продюсер? На что вы их потратили?
— Сложно сказать, в какой момент я стал продюсером в полном смысле этого слова... Я начал работать таким образом еще в Кемеровской филармонии. У меня было несколько коллективов, там я познакомился с Кимом Брейтбургом, с группой «Диалог». Но я выполнял в большей степени менеджерские функции. А если говорить о деньгах, которые я заработал на проекте, созданном при моем участии, то это, наверное, Валера Меладзе. И первые деньги пришли, наверное, в 1994 году.
На них я купил пару автомобилей. Тогда еще не было больших автосалонов, практически все машины перегонялись, они были не новые, но приличные: одной - год, другой - два с половиной. О «мерседесе» или БМВ я не думал, мне нравились названия красивые - «альфа ромео», например... Нравились кабриолеты, и я купил форд эскорт кабриолет. В 1994 году мне лет-то было СКОЛЬКО? 26. Молодой человек, жадный до ощущений, желающий адреналина...Очень много раньше ездил отдыхать. Не в смысле надолго, а часто, в разные страны. На это и тратил свой заработок.
Если ваши дети захотят пойти на эстраду, вы их поддержите?
— Скажем так: я бы не хотел, чтобы мои дети выбрали себе этот путь. Но я не знаю родителей, которые бы, имея возможность помочь, отказались бы это сделать. Я бы, конечно, критически оценил перспективы, и если бы понял, что мне не стыдно за то, что будут делать дети, то помог бы. Но я сомневаюсь, чтобы кто-то из них захотел связать свою жизнь со сценой. У нас в крови немножко другие заложены гены. Старшая дочь собирается стать журналистом, учится в МГУ. Я спрашивал у нее, ей интересно заниматься расследованиями.
У ваших детей необычные имена. Что повлияло на выбор имени?
- Так получилось, что сын был зачат в Иерусалиме. Мы с женой много ходили на экскурсии, старались изучить все, что связано с историей, культурой Израиля. Мне понравилась вообще история этого народа. Я сам еврей, но вырос в Сибири, семья у нас была не религиозная, и я никак не ощущал связи с «корнями». А побывав в Израиле, впечатлился и назвал сына в честь царя Давида. Тем более что у меня дедушка Давид. Просто выбрали чуть более современный вариант - Дэвид. А по поводу дочери мы с женой долго спорили, было много разных идей.
С моей второй женой мы познакомились, когда летели в самолете в Софию. Поэтому нашу дочь хотели назвать Софьей. Потом почему-то Машей... В итоге ребенок два с половиной месяца был без имени вообще. Каждый называл ее по-своему. Мне кажется, что имя определяет в какой-то степени судьбу человека. Мне хотелось, чтобы дочка добилась серьезных успехов, поэтому и выбрал необычное имя. Мне нравилась певица Далида, я прочитал, что она была любимицей монархов — и европейских, и азиатских. И просто красивой женщиной. Мне показалось, что это имя поможет дочери в жизни, поэтому и назвал ее Далида.
С чем вы не готовы мириться ни при каких обстоятельствах?
— С хамством. Люди, мечтающие попасть в шоу-бизнес, порой берут на себя очень много, ведут себя нагло. Согласен, определенная доза дерзости очень полезна, она привлекает к человеку внимание, дает ему шанс «засветиться». Но никогда нельзя перегибать палку, переступать тонкую грань между «дерзко, но красиво» и «нагло и отвратительно». Это надо чувствовать.
Бытует мнение, что мир, в котором вы вращаетесь, достаточно жесткий. Так ли это?
- А мир вообще сложная штука. Мягкотелых он выбрасывает на обочину. Если хочешь чего-то добиться, то надо вырывать это у жизни. А что касается шоу-бизнеса, то зверские законы, о которых ходит столько слухов, обусловлены тем, что здесь самая большая конкуренция. Здесь обязательно надо быть лучшим, отличаться от остальных, чтобы тебя заметили.
Приходилось ли вам когда-нибудь драться (отстаивать свою правоту кулаками)...
- Конечно, есть люди, которые не умеют по-другому решать проблемы, и с такими нужно общаться их способом. Но сам я никогда в драку не лезу, хочется все-таки считать себя цивилизованным человеком. А последний раз дрался в армии.
Если бы в один прекрасный день вам пришлось сменить профессию, что бы вы выбрали?
- Я на самом деле не задумывался об этом. Но знаю точно, обязательно творческую профессию и обязательно по душе. Я много что делал в своей жизни, и получалось хорошо. Просто всегда пытался найти занятие поинтереснее. Так что, думаю, найду себе применение в любой отрасли: от дизайн-студии до пиар-отдела в крупной компании. Ведь продюсер в России - я говорил - мастер на все руки.
Наталья КобецЖурнал "Кутузовский проспект" №5 2006