В прессе
ВЫЖАТЬ МАКСИМУМ
Успешный "белый воротничок" вряд ли интересуется реалити-шоу. Еще менее вероятно, что он может расценивать его как карьерную площадку. Между тем миллионы россиян эти шоу смотрят. Тысячи - думают, что реалити - это счастливый билет в будущее, и пытаются стать участниками всевозможных "Фабрик", "Героев" и "Офисов". Что ими движет? И оправдываются ли ожидания?
Жанр реалити-шоу, появившийся в России всего лет семь назад, сегодня стал любимцем многих телеканалов. "Последний герой", "Сердце Африки", "Фабрика звезд", "Народный артист", "Империя", "Остров искушений", "Дом-2", "Офис", "Голод", "Большой брат", "Кандидат", "12 негритят", "7 под солнцем", "Стань звездой" - список можно продолжать. "Выпускников" подобных шоу - десятки. Но лишь единицы из них сделали хоть сколько-нибудь успешные карьеры. Большинство сразу по окончании программы канули в безвестность, из которой и явились на экраны телевизоров. Что они делают не так? И можно ли выжать из реалити что-то большее, чем 15 минут дешевой славы и возможность передать привет родне с экрана, что было признаком успеха много лет назад, когда по телевизору показывали только членов партии и правительства и передовиков производства?
Не тут-то было...
Конкурс на участие в реалити нешуточный - на кастинг "Фабрики звезд" явилось около 5000 человек, в проект "Голод-2" пытались попасть аж 40 000. Конечно, пройдя через такое "сито" и став участником шоу, простой российский гражданин тут же начинает чувствовать себя особенным и исключительным. Уже практически звездой, на которую вот-вот прольется денежный дождь - безо всяких усилий. Многие, отправляясь на реалити-шоу, уверены: их имя прогремит на всю страну, станет, что называется, брендом, и работодатели тут же начнут охотиться на них и наперебой предлагать контракты - один выгоднее другого. На практике все происходит совершенно иначе. Да, некоторые бывшие участники реалити-шоу получают предложения о работе. Но намного менее "крутые", чем ожидали. Например, участнице приснопамятного "За стеклом" Ольге Орловой (до программы работавшей фитнес-инструктором в провинции) после окончания шоу предложили занять аналогичную должность в столичном спортклубе, а также вести колонку о здоровье и спорте в "Экспресс-газете" и "Советском спорте". Но на стандартных финансовых условиях - никакой "звездной" зарплаты или повышенных гонораров. Аналогичная ситуация сложилась и с участниками того же шоу Марго Касымовой и ее мужем Максимом Касымовым. Они ожидали, что сразу за дверями "Застеколья" продюсеры начнут рвать их на части, предлагая записать сольный альбом и отправиться в гастрольный тур по стране. Но, увы, максимум, что смогла сделать группа Макса Касымова, - дать концерты в московских клубах. "Выпускница" "Дома-2" Камилла Галлеева из Казани, которая "прожила в телевизоре" больше полугода, рассчитывала, что ей предложат роль телеведущей или виджея. Однако смогла устроиться лишь менеджером проектов в столичном агентстве по организации корпоративных праздников.
Да и эту работу пришлось искать - она не упала с потолка как дополнение к реалити-известности. Выступавшая в "Фабрике звезд" Анна Куликова, заявлявшая, что если не станет звездой, то просто не сможет жить, сейчас поет в малоизвестной группе. Участник того же проекта
Константин Дудоладов разочаровался в шоу-бизнесе и вернулся к работе стилиста...
Словом, большой РR-выхлоп и широкая известность имени по результатам шоу - еще не залог успешной карьеры.
Почувствуйте разницу
Телепроект телепроекту рознь.
Участники одних программ почти в полном составе становятся более-менее известными. Например, бывшие "фабриканты" (те, кто не поссорился с продюсерами и не начал сразу же по окончании проекта мечтать о многотысячных гонорарах и лимузинах к подъезду) попали в обойму российского шоу-бизнеса, не сходят со страниц глянцевых журналов, стабильно гастролируют и записывают новые клипы. И пусть их гонорары несравнимы с заработками настоящих звезд - контракты, которые "фабриканты" подписали перед участием в шоу, поначалу сильно ограничивают финансовые притязания и самостоятельность (по неофициальным данным, за одно выступление положено $100, артисты и их продюсеры сумму не называют). Качественную составляющую творчества "фабрикантов" и "народных артистов" обсуждать не будем (как говорится, пипл и не такое хавает и платит), но ребята, по крайней мере, занимаются любимым делом.
А вот шоу "За стеклом", "Последний герой", "Сердце Африки" и "Большой брат" так и не стали "звездными инкубаторами" (мы не говорим о "героях", которые были звездами еще до съемок). Даже среди обитателей "Дома-2" (а за два года существования в шоу приняли участие почти 150 человек) лишь единицы добились сколько-нибудь заметных успехов.
Между тем многие, отправляясь в Африку или на далекие острова, думали, что "жизнь в телевизоре" поможет им состояться в профессиональном плане. Например, один из участников первого "Последнего героя" Сергей Сакин рассчитывал прославиться и сделать карьеру писателя. Прославиться ему действительно удалось, но на его писательской карьере это совершенно не отразилось. И хотя он потом еще долгое время оставался в сфере внимания масс-медиа и неплохо пиарился благодаря женитьбе на участнице того же реалити, росту продаж его книг это никак не способствовало, народ не рвал их из-под печатного станка.
Маша Политова из "Дома-2" отправилась на проект в надежде быть замеченной музыкальными продюсерами.
Но тщетно. Несмотря на то, что Политова оказалась одержима идеей эстрадной карьеры и голосила постоянно. Даже ответы на обычные вопросы превращались в песню - демонстрации вокальных данных ради. В итоге Маша "достала" всех редакторов и других участников проекта и была изгнана из "Дома"... Разочарование ожидало и бывшего участника "Дома-2" Евгения Абузярова, претендовавшего на роль гениального телеведущего и ожидавшего, что его заметят телевизионные бонзы.
Но максимум, чего он смог добиться после того, как покинул шоу, - должность арт-директора одного из модных питерских клубов и лавры популярного устроителя вечеринок.
Вывод очевиден: далеко не каждое реалити-шоу может стать ступенькой в карьере. Чаще других какого-никакого успеха добиваются участники профессионально ориентированных программ. Таких как "Народный артист" и "Фабрика звезд", где изначально собираются "выращивать" певцов и певичек. Или проектов деловой направленности, подобных "Салону" (шоу на ТНТ, посвященное парикмахерам и стилистам; лучших обещают трудоустроить) или "Кандидату" (ТНТ). Татьяна Бурделова, победительница этого реалити-шоу, в котором известный ресторатор Аркадий Новиков искал топ-менеджера для своего бизнеса с окладом 1, 5 млн. рублей в год, стала исполнительным директором управляющей компании Новикова и получила даже больше, чем было обещано изначально. По некоторым сведениям, зарплата Татьяны составила 2, 6 млн. рублей в год. Еще одна участница "Кандидата", Наталья Градская, хоть и вылетела в середине состязания, но, говорят, продемонстрировала столь выдающиеся бизнес-таланты, что в итоге тоже попала к ресторатору, а ее нынешние доходы сопоставимы с доходами победительницы шоу. Впрочем, и без него карьера девушек, наверное, была бы выдающейся.
Ведь Татьяна Бурделова к своим 26 годам успела окончить западную бизнес-школу и поработать финансовым аналитиком и старшим консультантом PricewaterhouseCoopers; а Наталья Градская могла похвастаться дипломом ГИТИСа и опытом работы менеджером по ключевым клиентам компании L'Oreal.
Сейчас на ТНТ начинается новый сезон "Кандидата" - топ-менеджера будет искать Владимир Потанин. Опыт и образование не имеют принципиального значения. Главное для Потанина - чтобы "глаза горели".
Победителю, который пройдет все испытания, обещают стартовую зарплату 3 млн. рублей в год. На момент подписания номера имена участников не были известны, сообщалось лишь, что на кастинг приходили "не только начинающие предприниматели и выпускники вузов, но и несколько известных бизнесменов" (общее число желающих попробовать свои силы достигло 50 тыс. человек).
Еще одно околокарьерное шоу - новый проект "Футбольная академия", который обкатывается в Красноярске (автор идеи и генеральный продюсер - Никита Исаев, председатель совета директоров холдинговой компании Prime Group, официальный партнер - клуб ЦСКА (Москва). В "Академии" будут "выращивать" будущих звезд футбола. В финале примут участие 16 молодых игроков и восемь девушек из группы поддержки в возрасте от 15 до 18 лет. Четыре победителя, по задумке, получат профессиональные контракты, отправятся на стажировки в ведущие футбольные клубы и попадут на чемпионат мира по футболу в Германии. На стадии кастинга в "Академии" произошла забавная история: организаторы проекта получили анкету от Станислава Зикаева из Владикавказа, игравшего в дубле "Алании" до его расформирования, и срочно вызвали парня на отборочный этап. Однако найти его оказалось непросто, к поискам пришлось подключить милицию... В итоге Станислав прошел все три отборочных тура и вошел в число участников проекта. Станет ли эта программа его "университетом" - покажет время.
Оно же определит, купит ли продолжение шоу (предполагаемый объем инвестиций - $8 млн., на красноярский проект уйдет $800 тыс.) один из федеральных каналов - пилотный проект снимает и транслирует 7 канал Красноярска по заказу Prime Media.
Словом, проекты, которые изначально задуманы как "карьеровспомогательные", свою функцию худо-бедно выполняют.
Правда, не обходится без исключений. Многие соискатели отправились на реалити-шоу "Офис" (ТНТ), ожидая, что оно будет столь же "карьерным", как "Кандидат". Изначально "Офис" действительно позиционировался как проект "о любви к работе".
Однако на практике это оказалось "шоу отношений". В результате его участник петербуржец Дмитрий Шкляр, который руководил собственным бизнесом по написанию дипломов и курсовых и думал, что страна оценит его организаторские способности и креативность, больше запомнился зрителям адюльтером с другой участницей шоу, к тому же замужней дамой. Пара думала, что в кадре будут их рабочие подвиги, а в эфир в это время шли тайные поцелуи в коридоре... А ведь Дмитрий перед отъездом на съемки даже разбросал по Питеру листовки с собственной рекламой, надеясь привлечь внимание! Разочарование ожидало и другую участницу "Офиса", Маргариту Скаковскую, которая некогда работала управляющей знаменитого московского ресторана "Марика". Затем девушка ушла в декрет и рассчитывала, что "Офис" станет удачным поводом вернуться в бизнес.
Но пока Маргарите просто не удается продемонстрировать свои таланты - уже которую неделю подряд она работает в "Офисе" то уборщицей, то секретаршей.
Итак, "шоу отношений" вряд ли станет серьезным подспорьем в карьере. Реалити, в основе которых лежит любовь-морковь, преодоление себя или старые добрые интриги, сделают вас "халифом" всего на час.
Ждать нельзя, действовать
Впрочем, специалисты считают, что при должных навыках и расторопности можно извлечь вполне ощутимую пользу и из таких "антикарьерных" шоу, как "Последний герой", "Сердце Африки" и даже "Дом-2". Но для этого надо отправляться туда подготовленным, а по окончании не наслаждаться моментом, раздавать автографы и фотографироваться с поклонниками, а быстро начинать инвестировать известность в деньги и карьеру. Реалити-слава недолговечна, как одноразовая посуда.
Сейчас снимается так много шоу, что их героев забывают почти сразу после того, как они сходят с экрана. Игорь Матвиенко, продюсер "Фабрики звезд-1": "Узнаваемость, полученная во время участия в проектах "Фабрика звезд", "Дом-2", "Последний герой", "Голод", быстро затихает, если ее ничем не подкреплять. Использовать ее можно в разных сферах. Надо просто выбрать одну из них в соответствии со своими способностями и пытаться занять нишу".
Но стратегию стоит продумать заранее.
Во-первых, если вы мечтаете о карьере в шоу-бизнесе, глупо надеяться, что вам достаточно помелькать на экране, как продюсеры сбегутся с выгодными предложениями. Участнику шоу, ежедневно появляющемуся в эфире, нужно работать, работать и еще работать - например, увлекать народ своими танцами, как братья Каримовы из "Дома-2".
При довольно скромных вокальных данных они уже год гастролируют по России с концертами. Понятно, что, чем больше времени проходит с момента их выхода из шоу, тем менее они востребованы и тем ниже их гонорары. Хотя поначалу все шло неплохо - братья купили по новенькой иномарке и снимали квартиры в Москве, а одному из них - пусть и ненадолго - удалось стать бойфрендом ведущей "Дома-2" Ксении Бородиной.
Дальше: нельзя расслабляться.
Первые недели "свободы" - время, когда надо "ковать железо, пока горячо". Это отлично понял, например, бывший герой "Дома-2" Рустам Калганов-Солнцев. Сей молодой человек потерял работу на МУЗ-ТВ, некоторое время промышлял пиаром и, наконец, попал в "Дом-2", где наделал много шума. Сразу по выходу из шоу он отправился на канал MTV, где смог выгодно себя продать и снова вернуться к любимой работе виджея. Его "содомница" Олеся Остапенко, мечтавшая о карьере певицы и исчезнувшая с экрана почти в то же время, оказалась менее расторопной - девушка отправилась на два месяца отдыхать на юг, а потом принялась ждать звонков.
Которых, естественно, не последовало...
"Не надо стесняться, - говорит Анфиса Чехова, ведущая реалити-шоу "Офис" канала ТНТ. - Нужно идти, пробиваться и смело предлагать себя продюсерам. Говорить: меня каждый день видело столько-то миллионов, у меня такая-то армия поклонников и огромный талант. Не стоит думать, будто занятые люди днями и ночами смотрят все реалити-шоу, чтобы найти вас, такого самородка!"
Продюсер группы "Звери" Александр Войтинский считает, что нельзя забывать об одном важном нюансе: народ запомнит и, если повезет, полюбит вас в том образе, в котором вы предстанете на реалити-шоу. И в дальнейшем любые попытки выйти из него караются равнодушием и забвением. Поэтому не переусердствуйте: "Вот вам наглядный пример: Верка Сердючка - да, она была телеведущей, а стала певицей, но она в точности перенесла свой образ на сцену - не известность, а именно образ, фактически продолжая играть ту же роль. Словом, вам придется эксплуатировать образ, созданный во время программы. Где? Не думаю, что это может быть другое реалити-шоу, - вся фишка этого жанра в неизвестности и неподготовленности участников. Значит, можно подумать о карьере актера, ведущего, певца, танцора. Но без таланта и трудолюбия в любом случае не обойтись. Вот в чем загвоздка".
Кстати, в том, что участники одного реалити-шоу редко становятся участниками других, Войтинский не совсем прав. Да, на кастинге "Народного артиста" бывших героев других реалити действительно отсеивали. Вот что говорит об этом продюсер Евгений Фридлянд: "Это касается тех артистов, которые уже участвовали в музыкальных реалити-шоу. Не проходили кастинг, а именно участвовали - появлялись в эфире, хотя бы в нескольких передачах. В этом случае их шансы при голосовании явно выше. Был случай, когда за артиста, не обладающего уникальным талантом, поступило невероятное количество голосов. Оказалось, что он уже участвовал в реалити-шоу, приобрел поклонников, а мы об этом ничего не знали. Условия должны быть одинаковы для всех участников. Именно поэтому в "Народном артисте" нет такого количества детей знаменитых родителей, как на "Фабрике звезд". Человек с фамилией Пьеха или Малинин изначально находится в привилегированном положении. Когда в другом нашем музыкальном шоу, "Секрет успеха" (РТР), членом жюри была продюсер Екатерина фон Гечмен-Вальдек, встал вопрос об участии в программе артистов мюзиклов. Многие из них приходили на кастинг, но личные контакты с одним из членов жюри ставили их в неравные условия с другими конкурсантами. Мы долго совещались и все-таки отказались от их участия".
Однако это скорее исключение, чем правило. Бывшие герои "Фабрики звезд" Михаил Гребенщиков, Света Светикова, Стас Пьеха, Полина Гагарина, Ираклий Пирцхалава снимались в "Последнем герое". Жанна Фриске участвовала в двух сезонах "Последнего героя", затем в "Империи". Участники "Голода" и "Большого брата" засветились в "Доме-2". Бывший герой шоу МУЗ-ТВ "7 под солнцем" Артем Лавринович попал в проект "Офис".
А журналистка Рада Разборкис успела поучаствовать сначала в "Доме-2", потом в "Сердце Африки" и еще раз прийти на "Дом-2". Наверное, можно говорить о том, что появляется новая профессия - "участник реалити".
Спросите: сколько можно заработать? Когда-то каждому из первой партии "застекольщиков" в качестве стартовой суммы было вручено по 2283 рубля.
Но в большинстве случаев "работать" приходится за еду, жилье и спонсорскую одежду.
Но многих и это вполне устраивает. Житель "Дома-2" молдаванин Руслан Проскуров: "Я просто сидел без работы. До этого и в мебельной фирме вкалывал, и рекламой занимался, и менеджером по продажам работал. В Москве была лютая зима. А в "Доме" тепло, за съемную квартиру платить не надо, еда и крыша над головой - бесплатно".
Успех не для всех
Никто не говорит о том, что среднестатистический менеджер должен немедленно бросить родной офис и переселиться в телевизионный. Помимо всего прочего, это вряд ли порадует нынешнего и будущего работодателя - даже если допустить, что мелькание на экране одного из сотрудников, к тому же постоянно рассказывающего о бесчисленных достоинствах родной компании, может расцениваться как своеобразный РR-ресурс. Андрей Лапшов, президент КГ Insiders: "Если бы мне в голову пришло пиарить собственное агентство с помощью телевизора, я бы отправил ребят на какую-нибудь мало-мальски интеллектуальную игру, а не экстремальное непредсказуемое реалити. Если же представить, что ко мне подходит сотрудница Дуся Иванова и говорит: что-то я устала от работы, пойду полгодика отдохну, поснимаюсь в каком-нибудь "Офисе", ответ будет таким: ты свободна делать что угодно - как сейчас, так и через полгода. Только место работы прошу в эфире не называть.
Взял бы я Дусю обратно? Это зависит от ее поведения на съемках. Если она проявит себя наилучшим образом на фоне всеобщего идиотизма, она сможет вернуться. Но без повышения в чинах и деньгах. Решающими тут оказались бы отзывы знакомых - сам я такие шоу не смотрю, даже на чемпионат мира по хоккею времени не хватает".
Однако и самая "дешевая" реалити-слава иногда оказывается полезной в работе. Участник "Последнего героя" бизнесмен Александр Морозов некогда признавался, что известность помогает вести переговоры - все-таки знаменитость, пусть и в узких кругах болельщиков. Много шума наделал случай с бывшим участником "Дома-2" Кириллом Комаровским. Парень из Белорусии благодаря участию в телепроекте (где он и пробыл-то всего неделю!) вызвал повышенное доверие у руководства московской риэлторской конторы.
И в обход обычной практики тут же был принят на работу, получил широкие полномочия (несмотря даже на отсутствие регистрации).
Чем и воспользовался - скрывшись с деньгами фирмы. Правда, вскоре был пойман.
Было бы нелепо отрицать тот факт, что кому-то реалити-шоу помогло пробиться. "Выпускники" "Дома-2" Рома Третьяков и Ольга Бузова стали ведущими собственного ток-шоу "Роман с Бузовой" на ТНТ и аналогичной программы на радио "ПопСа". А еще Бузова получила предложение поработать виджеем на питерском МУЗ-ТВ.
Лена Беркова, изгнанная из "Дома" после того, как выяснилось, что она порноактриса, позже стала одним из самых популярных персонажей в прессе.
Запела песни под руководством продюсера Валова, вышла замуж и организовала порнографическую кинокомпанию.
Конечно, это единичные случаи.
К тому же не каждый мечтает о таких "высотах". Но... Ольга Бузова когда-то грезила о должности менеджера по туризму и, наверное, умерла бы от счастья, скажи кто-нибудь пару лет назад, что у нее будет собственное шоу на общероссийском телеканале. Ее соседка по "Дому" Маша Политова хоть и не стала звездой эстрады, трудится корреспондентом газеты "Re:Акция" и ведет программу на радио "Юность" - при том, что ее образование ограничивается одиннадцатью классами. Житель "Дома-2" Андрей Чуев, ранее продававший тапочки на рынке в Старом Осколе, сейчас занят переговорами о собственной программе на одной из радиостанций, а трое бывших участников "Голода" работают на ТНТ "за кадром": логгерами и редакторами. Да, эти достижения нельзя назвать выдающимися. Но при том (практически нулевом) багаже знаний и опыта, который имели герои реалити-шоу до проектов, это все же достижения - при других обстоятельствах на покорение таких высот ушли бы годы.
Чаще всего реалити - последний шанс для того, кому по разным причинам не дались стандартные способы "вырасти" (не получил образования, не нашел работы, родился в глухой провинции, не обаял продюсера, не ужился в рабочем коллективе, не готов строить карьеру долгие годы по кирпичику и т.п.).
Впрочем, иногда и вполне образованные люди с хорошими связями не умеют воспользоваться традиционными "социальными лифтами". И отправляются на реалити-шоу. Бывшая невестка губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, Зара, с боем прорвалась на "Фабрику звезд-6", надеясь наконец прославиться как певица.
Девушка из состоятельной семьи, она и до замужества имела возможность записывать альбомы и организовывать эфиры и концерты, но все-таки не стала всенародно любимой исполнительницей... В общем, если у вас уже есть какой-то багаж, реалити его преумножит.
Жанна Фриске, будучи всего лишь одной из бывших участниц группы "Блестящие", удачно выступила в "Последнем герое", что в дальнейшем немало способствовало ее сольной карьере.
Но "в телевизоре" могут оказаться и вполне успешные "бизнесовые" граждане. Кто-то достиг карьерного потолка и не знает, что делать дальше. У кого-то жизнь стала слишком размеренной и скучной - пора вырваться из замкнутого круга и сменить обстановку. А некоторые просто хотят взять тайм-аут на раздумья. Вадим Юрко, заместитель председателя правления Русского банка развития: "Я готов вполне серьезно отнестись к идее сняться в каком-нибудь бизнес-реалити. Это из разряда вещей, которые случаются нечасто и могут стать отправной точкой, началом нового этапа в жизни. Тысячи людей едут в бизнес-школы только для того, чтобы отвлечься от рутинных дел, посмотреть на вещи по-новому, понять, что могут больше, чем могли до этого. В конце концов, "поиграть" в другой бизнес, решая кейсы. Реалити - тоже игра, позволяющая найти в себе что-то новое, раскрыть потенциал. Главное - не заиграться, не просидеть в "зазеркалье" два года, оторвавшись от реальной жизни (что и к студентам бизнес-школ имеет самое прямое отношение).
Ведь шоу - это всего лишь шоу.
И нужно четко сознавать, что ты будешь делать после его окончания".
***
P.S. Важнейшая заповедь реалити-директоров по кастингу: "Ищите людей, которые хотят изменить свою жизнь и готовы на что угодно". Коротко и многое объясняет.
Арина ПушкинаЖурнал "Карьера" №6